Меню
Главная » Пресс-центр » Газета » Бизнес-план

Бизнес-план

Как   правильно составить, чтобы получить кредит на оптимальных условиях?

При обращении компании за кредитом банк попросит предоставить бизнес‑план. Если он составлен грамотно, то это окажет позитивное влияние на процесс принятия банком решения: выдавать кредит на развитие бизнеса предприятия или нет.

По сути бизнес‑план — это понимание того, как будет развиваться тот или иной проект. Очень важно, чтобы план был продуманным, а выполнение заданных параметров — реалистичным. Вот несколько советов по написанию бизнес‑плана.

ОТНЕСИТЕСЬ К СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА СЕРЬЕЗНО

Не воспринимайте требование банка предоставить бизнес‑план, как некую формальность. К его написанию стоит отнестись не менее серьезно, чем, например, к подготовке финансовых документов по деятельности предприятия. Некоторые компании ошибочно считают, что для составления бизнес‑плана достаточно скачать в Интернете «типовой образец», заполнить его, вписав туда свои данные, и предоставить в банк. Банк сразу увидит «халтуру», а наличие такого документа может стать одним из оснований для отказа в кредите, даже если все финансовые показатели у предприятия в норме. И напротив, хороший бизнес‑план — это положительный для компании момент даже при ряде слабых показателей. «Типовых» бизнес‑планов в принципе не бывает, как не бывает двух одинаковых предприятий. Например, у компаний, располагающихся по соседству друг к другу и торгующих одним и тем же товаром, могут быть совершенно разные бизнес‑модели и разные финансовые показатели. Лучше даже пусть бизнес‑план будет с недочетами,
но написан самой компанией и учитывает специфику ее деятельности. Банк может принять участие в формировании бизнес‑плана, указав предпринимателю на недочеты в нем. Когда мы находим ошибку, то не стремимся сразу отказать в кредите. В наших интересах помочь компании правильно оценить проект, чтобы реализовать его с помощью банковских ресурсов.

ВОСПОЛЬЗУЙТЕС ВНЕШНИМИ ИСТОЧНИКАМИ

Чтобы составить бизнес‑план, крупные компании, как правило, прибегают к услугам внешних специалистов. Но для малого и среднего бизнеса — это довольно дорогое удовольствие. Да и отдать это дело полностью   «на аутсорсинг» было бы неправильно, точно так же, как в случае маленького бизнеса поручить составление бизнес‑плана главному бухгалтеру например. Владельцы бизнеса должны сами «проникнуться» этим  процессом. Советую воспользоваться различными пособиями и рекомендациями российских специалистов. В магазинах можно найти также много зарубежной литературы на тему написания бизнес‑плана. Но я бы все‑таки рекомендовал отечественных практиков, так как они учитывают специфику экономики и различные внутренние факторы, которые бвлияют на реалистичность бизнес‑плана.

РЕАЛЬНО ОЦЕНИТЕ ВАШИ ВОЗМОЖНОСТИ

Излишний оптимизм при составлении бизнес‑плана может только навредить. А желание его приукрасить, вписав «хорошие цифры», — и вовсе закончиться отказом в кредите. У банковских сотрудников есть  накопленный опыт оценки бизнес‑планов и любое приукрашивание реальности будет сразу заметно. Заданные параметры должны быть объективными, а в документе четко прописан результат, к которому приведет планирование. У нашего банка накоплена большая экспертиза в части оценки развития проектов в различных отраслях. Помните, что бизнес‑план, как и финансовые показатели предприятия, влияет на ставку кредитования. Интересные экономически обоснованные проекты могут снизить стоимость займа на несколько процентных пунктов.

ПОДТВЕРДИТЕ ВАШИ РАСЧЕТЫ

В идеале написанию бизнес‑плана должно предшествовать маркетинговое исследование. А каждую цифру, указанную в нем, необходимо объяснить и подтвердить. «Почему прогнозируемая выручка именно 202 млн рублей, а не 205 млн рублей?», спросит у вас сотрудник банка, и вам нужно будет аргументировано ему ответить. Анализ рынка поможет оценить перспективы вашего бизнеса, просчитать ожидаемые показатели по выручке. Все прогнозы по цифрам должны быть основаны на исследованиях, статистических данных, а также учитывать ваши ресурсные базы, налоговые платежи и различные входящие и исходящие потоки. Цифровые показатели — это неотъемлемые части любого бизнес‑плана. В зависимости от сложности проекта в документе могут быть просто выкладки и таблицы либо, если проект многозадачный, он должен содержать опорные исследования рынка, отрасли, возможно даже региона, в котором работает компания, и каждой составляющей внутреннего бизнес‑процесса. Финансовые расчеты, заложенные в бизнес‑план, влияют на условия будущего займа — на сумму кредита, сроки и ставки.

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДИСБАЛАНСА

Еще один секрет успешного бизнес‑плана — это его сбалансированность. Привлеките сотрудников предприятия из разных подразделений, и тогда вы сможете адекватно оценить расходы, чтобы эффективно реализовать свои амбициозные планы. Избегайте «перекосов», например когда вы недооценили затраты на техническую поддержку вашего проекта, но при этом у вас сильно «раздут» штат маркетологов. Подумайте, так ли нужен маркетинг в том объеме и в том виде бизнеса, который вы ведете? Подобные дисбалансы могут стать причиной неудач, поэтому банк их сразу отметит.

КОРРЕКТИРУЙТЕ СВОЙ БИЗНЕС-ПЛАН

Вы написали план, банк его одобрил и принял решение выдать вам кредит. Стоит ли положить документ на дальнюю полку? Конечно, нет. Теперь вы можете отслеживать, с какой точностью план выполняется, какие есть отклонения. В случае необходимости документ можно корректировать с учетом меняющихся макроэкономических факторов и рыночной конъюнктуры. Если бизнес растет и развивается быстрее, чем вы ожидали, то не исключено, что вам снова потребуются финансовые ресурсы для инвестиций, тогда  можно обратиться в банк, представить скорректированный бизнес‑план и обосновать свой запрос на выдачу кредита.